Солнышко взойдет на экваторе.
Знак признания зала получило екатеринбургское «Красно Солнышко» (Прим.: выше речь шла о рок-фестивале «Музыка Гор»). Его участники долго готовились к фестивалю, придумывали себе классные костюмы, и другие музыканты рассматривали «солнышек» как серьезных конкурентов на пути к победе. Но камнем преткновения послужил «смешанный» жанр группы: фолк-рок, серединка между «Калиновым мостом» и «Чайфом». Председатель жюри, взглянув на расшитые цветами под народный стиль рубахи артистов и на отсутствие в группе барабанов и баса, констатировал: «Это не рок!» Ага,… и «Чайф» - не рок, и «Калинов мост» - тоже… Но «солнышку» не пристало хмуриться: ребята продолжают играть для своих слушателей, а главное, по-прежнему верны своему музыкальному жанру, который выбрали с самого начала.
Начало же было в 1994 году, когда «Красно Солнышко» впервые выступило в училище культуры. Публике понравилось, артистам – тем более. С тех пор решили играть вместе: Олег Шабатовский, Анна и их давний друг, автор песен, Николай Федоровых. Сначала то, что сочинял Николай, по стилю напоминало группу «Чайф», но чем больше он выступал с группой, тем ближе становились его песни к фольклору. Стало явно не хватать инструментов. На объявление о поисках «поющей скрипачки» откликнулась Ольга Платонова. Затем добавилась флейта, которую Олег подарил Анне на Новый год – пришлось учиться играть.
Постепенно состав группы менялся. Страшно занятой Николай (он – оперный певец) все реже выступал с «Красно солнышком». Ольгу сменила Елена Рублева (Прим. Лена – альтистка). Она закончила консерваторию и кроме группы играет еще в оркестре Театра музыкальной комедии. Соло-гитаристом стал Олегов подмастерье – Павел Шалин. Олег, выпускник консерватории, Великий Магистр группы: и вокалист, и ритм-гитарист, и аранжировщик одновременно. Если для Олега «главное музыка, а слова… лишь бы рифма была», то Анна, автор текстов, уделяет словам немалое внимание.
Буквально в этом месяце в «Красно Солнышко» пришли новые люди: соло-гитарист, сменяющий уходящего в армию Пашу Шалина, басист и ударник. Все как положено в рок-группе. Рулевой «Солнышка» - Олег – мечтает завести в группе баяниста, новую скрипку. И еще мечтает, чтобы сделать афишу «Красно Солнышка», и люди на нее пошли, как идут на «Чайф». Ведь группа играет по-настоящему красивую, качественную музыку. Великолепно у них получается «чистой душой песни играть». Поэтому очень печалят слова Олега: «Кто денег дает – за того и играем. Даст Жириновский – будем за Жириновского играть». Почти сделаны два альбома. До окончательной готовности не хватает какой-то пары сотен долларов. Несмотря на финансовые трудности, они продолжают играть, сочинять песни и исполнять их в рок-клубах. И не получают за это денег. Зато, какой искренней радостью загораются глаза музыкантов, когда зрители благодарят их! Аплодисментами, словами…
Группа «Красно Солнышко» будет продолжать творить песни в своем «срединном» жанре: фолк-рок. Ведь середина – это экватор. А на экваторе, как известно, больше всего солнечного тепла и света.
Жанна Королева, Елена Мамонтова «На смену!» 13 мая 1999 год |
|
Волки и вороны (выдержка из статьи)
…После небольшого перерыва на сцену вышли те, ради кого я покинул теплый дом. Вы знаете – «Красно Солнышко» - это улет! Полный и бесповоротный. Совершенно непонятно, как и откуда у нас могло появиться ЭТО. Я сидел, бессмысленно пялился на сцену и пребывал в каких-то совершенно невообразимых эмпиреях. Так классно мне не было уже очень давно. То, что происходило на «Музыке Гор» не имеет практически ничего общего с тем, что творилось в «Тянитолкае». Не говоря уже о паршивейшем звуке там (в УГГГА), не было ни альта, ни бэк-вокала и вообще, все происходящее на этом странном фестивале очень походило на прогон скота перед скучающими покупателями свежего мяса. Но, несмотря на все это, «Красно Солнышко» мне запало, запомнилось и понравилось. Представляете, как они звучали в хорошем зале, когда играли от души и не были связаны сроками, регламентами и оценками. Вау! Я не помню, что они пели, помню только, что все было чрезвычайно забойно. Вообще, несмотря на всю мою любовь к «Сансаре», я ответственно заявляю, что «Красно Солнышко» это лучше! Саня, ты должен их увидеть (и услышать). Понятно, что мое описание прошедшего концерта чрезвычайно сумбурно и путано, но просто не могу ничего вспомнить отчетливо. Вот послухаю их еще пару раз, и тогда буду, раскинув пальцы, описывать тонкости игры на музыкальных инструментах, особенности аранжировок и изъяны колоратуры. А пока я на такое еще не способен. Пока идут чистые эмоции.
Paul G 19 мая 1999 год http;\\kia.etel.ru\ural-rock\reports\tyani.htm |
|
Cирин 2000: У нас не глубинка, у нас – глубина (выдержка из статьи)
…Из Екатеринбурга не приехало ни одного филолога (Прим. Карениной: фигушки, барабанщик «КС» Руслан – бывший студент филфака УрГУ, неувязочка вышла). Зато группа «Красно Солнышко» любит русский фолк и считает его единственно интересным на плацдарме нынешних музыкальных течений в России (Прим. Карениной: выдумки!). В городе это, пожалуй, единственная фолк-роковая команда. Плюс вокалистка Анна – один из трех лучших женских голосов на екатеринбургской рок-сцене.
Евгения Ашбель «Подробности» 9 декабря 1999 год |
|
«Красносолнышко» прокатилось по Питеру.
После того как «фронтвумен» екатеринбургской фолк-рок-группы «Красносолнышко» Анна сдала сессию в Питере и отыграла с командой 8 концертов по клубам северной столицы, она вернулась домой. И родила сына.
Собственно, ее пребывание в стенах питерской Академии культуры и дало екатеринбургским музыкантам повод отправиться в этот «клубный» тур. Помогло и то, что у барабанщика группы «Красносолнышко» Руслана Шайхинурова всегда под рукой телефон. А в Питере живет его брат Салават, который тоже не страдает от отсутствия этого средства связи. В общем, братья Шайхинуровы начали массированную телефонную атаку на питерские клубы, которых там предостаточно. В конечном итоге, договорились с восемью клубами: «Зоопарк», «Сайгон», «Манхеттен», «Фиш Фабрик», «Чаплин», «Рио», «Корсар», «Сити». И, ничтоже сумняшеся, «Красносолнышко» погрузилось в поезд… День приезда оказался самым суматошным. Нужно было успеть поселиться в классической питерской коммуналке на Васильевском острове, найденной все тем же Салаватом за абсолютно ненормальную сумму. Потом сломя голову бежать в «Зоопарк» для настройки, после которой в «Сайгон» - опять таки на настройку, затем обратно в «Зоопарк» - уже играть… И напоследок – заключительная «лаба» в «Сайгоне». График сумасшедший! В последующие дни расписание концертов стабилизировалось и стало более щадящим. И слава Богу, поскольку Анна уже тогда дохаживала последние денечки перед тем, как родить первенца. Кстати, Анна, несмотря на свое «интересное положение», работу себе не облегчала – все вокальные партии были исполнены со стопроцентным «попаданием». Что можно сказать про «Зоопарк»? Клубик небольшой, уютный. Размещается прямо на территории зоопарка, между орлами и верблюдами. Публики было предостаточно, но, скорей, благодаря господину Чигракову, больше известному под именем Чиж, с которым «Красносолнышко» выступало в одной солянке. Чиж был один, без «компании». Приняли екатеринбуржцев настороженно, но по мере выступления, атмосфера в зале становилась все более теплой. И к концу программы «Солнышкам» стало понятно, что приехали они не напрасно. Кстати, свои восторги по поводу «Красносолнышка» высказал маститый питерский критик и «рок-дилетант» господин Бурлака. Потом, похватав инструменты, ребята двинули в «Сайгон», где директорствует всем хорошо известный Олег Гаркуша (лидер группы «Аукцион»). Но вот здесь-то и начало сказываться отсутствие хоть какой-то рекламы. Публики было совсем мало, но та, которая пришла, осталась в приятном удивлении.
И примерно по той же схеме прошел весь девятидневный тур, хотя в остальных клубах публики было все-таки больше, чем в «Сайгоне». Единственное, чего не было – это высокомерного отношения музыкантов Северной Пальмиры к музыкантам столицы горного Урала. А это вселяет надежду на то, что вылазка на берега Невы с берегов Исети – не последняя.
Алексей Тарасов / специально для «Вечерних Ведомостей» 23 февраля 2000 год |
|
Кровь и мотоциклы ирбитского байк-шоу (выдержка из статьи)
…в прошлом году музыкальная часть байк-шоу была целиком отдана на растерзание металлистам. А на этот раз администрация решила разнообразить концертную программу, пригласив музыкантов молодой группы «Красносолнышко». Сегодня эта команда способна подарить всей стране новую по-настоящему поющую рок-вокалистку Анну. Выступление на байк-шоу для «Красносолнышка» стало дебютом на большой площадке. Знакомая публике ночных клубов (в том числе и питерских) по камерным полуакустическим выступлениям, 29 июля эта команда зазвучала с необыкновенным драйвом, способным прокачать стадион. После этого концерта грядущий всероссийский успех этой группы спрогнозировать совсем несложно. Николай Курилов «Вечерние Ведомости» 2 августа 2000 год
Николай Курилов «Вечерние Ведомости» 2 августа 2000 год |
|
Анна Каренина: Нас положили на полочку фолк-рока.
Недавно Центр культуры «Урал» потрясла своим выступлением еще одна молодая екатеринбургская группа «Красносолнышко». Она представила новый сборник «Если вам нравится играть на гитаре» Осень 2001.
Среди людей, увлекающихся роком, эта группа достаточно известна. Но для того чтобы нам простым смертным побольше узнать о ней, я задала несколько вопросов солистке группы Анне Карениной.
- Название группы – «Красносолнышко» - как-нибудь отражается в вашем творчестве?
- Конечно, отражается! Красносолнышко – это что-то такое мягкое и светлое, (Смеется). Вообще мы люди повернутые на чем-то мягком и светлом.
- Что повлияло на музыку вашей группы?
- Наверное, на музыку не влияет ничего, потому что она где-то в душе и сердце. Для меня таким толчком был Олег Шабатовский с его музыкой и еще в юности «Калинов мост», «Алиса», «Кино»…
- А к какому стилю вы сами относите свою музыку?
- Вообще это неблагодарное дело – куда-то себя относить. Но людям надо все разложить по полочкам. Ну и нас и положили на полочку фолк-рока. Мы и не противимся. Правда, люди, которые были на наших концертах, слышали песни, стиль которых доходит вплоть до панка. Но пусть это будет фолк-рок, ради Бога.
- За время существования группы ее состав менялся?
- Состав менялся постоянно. Весной мы планируем открыть свой сайт, где как раз будет все рассказано. Идея группы появилась еще в 1993 году, когда я была еще совсем юная, такой светлый одуванчик, И это все выглядело немножко по-другому, нас тогда было трое: Олег, я и еще один человек – Коля Федоровых, некоторые песни которого у нас все еще в репертуаре, Но постепенно появились песни, которые трудно исполнять в акустическом варианте, ну мы и стали искать музыкантов. Это все оказалось довольно сложно – ведь еще и по духу надо как-то подходить, правильно? Вот так нас и колбасило. А в 99-ом году мы собрали наш нынешний состав.
- Я знаю, что у вас много сборников, а вот, сколько альбомов «Красносолнышка» именно с вашими песнями?
- Ну, сборники относятся к творчеству «Красносолнышка» некоторым боком, проходят параллельно. А полностью состоящий именно из нашего материала альбом пока один – «Тихий омут». Правда, есть еще одна кассетка, но она, наверное, есть у немногих, называется «Красносолнышко-96». Вот это как раз и есть тот акустический вариант, такая полуавторская песня.
- Вы планируете какие-нибудь гастроли на ближайшее время?
- Вот сейчас хотим поездить по Сибири, по северу Урала, может быть. У нас уже есть опыт поездок по Питеру. В начале 2000 года мы объездили восемь клубов, нам очень понравилось, там люди совершенно необыкновенные.
- Что вы чувствуете, когда к вам подбегают ваши взволнованные фанаты и просят оставить им на память автограф?
- Любому артисту приятно, когда его творчество востребовано. Мы же все ради вас делаем, ради этого и живем, а если вы не придете однажды, знаете, какой облом будет! Песни, конечно, просятся наружу в любом случае: нравится это кому-то или не нравится. Но все же будет приятно, если они найдут своего слушателя!
Но лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать, поэтому я вам очень советую приобрести кассету группы «Красносолнышко». Гарантирую, что после ее прослушивания вы не оставите уже без внимания их творчество и влюбитесь по уши в их музыку.
Елена Седова / газета «Окно» №1 зима 2002 года
"...Самым оригинальным, пожалуй, можно назвать выступление единственной иногородней группы "Красносолнышко". Для того чтобы проникнуть в души рязанских слушателей, дуэту из Екатеринбурга было достаточно гитары и перкуссии. Едва они исполнили пару композиций, а зрители уже не могли стоять спокойно. Тихий акустический вечер чуть было не превратился в полноценный расколбас.
В завершение выступления они сыграли свою версию "народной уральской песни" под названием "Сибирь", которая известна благодаря группе "Пилот", чем ещё раз удивили почти влюблённую в них рязанскую публику."
Андрей Киршин. Поколение Р 12/19/2005
http://pokolenier.ru/
| |
Полет в запредельное
На гала-концерте памяти Владимира Высоцкого внимание зрителей обратило на себя трио «Красно солнышко». Прежде всего – выразительными голосами, манерой исполнения. Мне захотелось узнать побольше об этих музыкантах. И в летний знойный полдень на аллее городского сада мы встретились с руководителем ансамбля Олегом Шабатовским...
Играть на шестиструнной гитаре Олег научился лет в двенадцать во дворе. Репертуар был подростково-приблатненный: «Соловушка тихо рыдал», «Много женщин есть – всех не перечесть». Пользовалась успехом и песня «Тот, кто раньше с нею был» Владимира Высоцкого.
Олег, получив аттестат, еще не знал, чем займется в жизни. Проходил мимо культпросветучилища, и подумалось: а не по-учиться ли здесь? В приемной комиссии, узнав о гитаре, сказали: да, конечно, пожалуйста. Зачислили на отделение народных инструментов. На первом курсе Олег научился играть на фортепьяно, баяне, балалайке. И здесь же понял, что этих уроков ему недостаточно. Училище готовило клубных работников, и прежде всего упор делался на организаторские умения.
И тогда Олег поступил в музыкальное училище. На дирижерско-хоровом отделении парней было мало, а тут выяснилось, что у Олега хороший баритон. В теории музыки, гармонии, анализе, где нужно было научиться понимать структуру музыки, очень пригодились его природные математические способности, и здесь он обогнал всех.
Тут пришло время суровой жизненной прозы. Из музыкального училища Олега забрали в армию. В своей части он был единственным профессиональным музыкантом и, следовательно, главным по музыке. В течение первого года Олег руководил вокально-инструментальным ансамблем. Затем в части сменился замполит, и новый назначенец заявил, что в армии нужен не ансамбль, а духовой оркестр. Гитару пришлось поменять на трубу. Олег брал партитуру, переводил ее в кнопочный вариант, показывал своим подопечным – так рождался новый коллектив. Каждое утро на разводе духовой оркестр исполнял «Три танкиста», «Прощание славянки», по праздникам – «День Победы».
Вернувшись на гражданку, Олег вновь пришел в училище. С Максимом Фадеевым сидели за одной партой. Макс выступал с рок-группой, писал музыку и стихи. Олег за годы учебы немало поездил и по районам области, и по Советскому Союзу. Это были агитпоезда, агитбригады, которые были призваны вдохновлять комсомол на трудовые подвиги.
Когда они учились на последнем курсе, в Курган приехала представительница Свердловского театра оперы и балета. Максим и Олег захотели проэкзаменоваться. Накануне распределения в 1988 году из Свердловска пришел вызов: Фадеева и Шабатовского приглашали петь в театральном хоре. Максим не захотел расставаться с рок-группой, а Олег поехал.
Поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М. Мусоргского на музыкальный факультет. Расписание было составлено так, что студенты успевали и на занятия, и на репетиции в театре.
Он рос в обычной рабочей семье: отец – сварщик, мать – повар. Отношение к классике в их среде везде одинаковое: когда по телевизору или радио передавали симфоническую музыку – приемник сразу выключался. Олегу было сложнее учиться, чем выходцам из интеллигентных, а тем более музыкальных семей. В консерватории и театре Шабатовский много изучал и осмысливал классическую музыку. Его привлекали и серьезные западные рок-ансамбли, базирующиеся на классической основе, – «Jenessy», «Qween».
Вокальное пение – это большой, в том числе и физический, труд. И на каком-то этапе Олег понял, что его голос не справляется с большими нагрузками. Если в сольном концерте нужно было исполнить две арии и пять романсов, то к финалу он как исполнитель вынужден был превозмогать себя. В виде исключения это еще возможно, в виде правила – нет. В принципе, с годами голос крепнет. Однако на Олега эта закономерность почему-то не распространилась.
Работая в театре, Олег посещал в учебных заведениях города студии, студенческие клубы, где обучал игре на гитаре. И создал несколько ансамблей. Они выступали, участвовали в рок-фестивалях.
Рок – это веселое времяпровождение в юности. Но потом ты вырастаешь и осознаешь, что надо чем-то заниматься в жизни, потому что музыка в состоянии прокормить немногих. Гитарист Анатолий Крысов стал писателем детективов, исполнительница песен Светлана Юмасултанова заправляет в студенческом клубе.
Знакомые предприниматели печатали ноты и спросили совета, какой учебник игры на гитаре напечатать. Они ожидали быстрого ответа. Олег же задумался. Он-то прочел все, что было доступно, и ни одна методика его, по большому счету, не устроила. Предприниматели предложили: напиши сам. И тогда он взялся за собственный авторский учебник.
В театре Олегу стало скучно, и он уволился. Больше времени осталось для эстрады, и появилось главное творческое дитя, ансамбль «Красно солнышко». Соратник по хору Николай Федоровых, как и Олег, писал песни под гитару. Вокалистом, кроме Олега, стала его жена Анна. Они познакомились в магазине грампластинок. Девушка училась на режиссера, интересовалась музыкой. Оказалось, что у нее высокий творческий потенциал и хороший голос. Олег смог его поставить – и Анна стала выступать. Потом она окончила с отличием академию культуры в Петербурге. Олег и Анна стали мужем и женой. Они посчитали, что сценическую жизнь разнообразит интересный творческий псевдоним. Так Анна стала для зрителей Анной Карениной.
В их репертуаре преобладала авторская, бардовская песня. Но в 1998-м Олег решил, что нужно сменить направление. Они пригласили гитариста, басиста, барабанщика. Переключились на рок. Тексты сочиняла Анна, музыку – Олег. Николай ушел в самостоятельное плавание с бардовской песней. В эти годы они стали лауреатами фестивалей «Сирин-99» (г. Тюмень), «Жемчужина» (г. Челябинск), «Начало», «Весна УПИ», «Урал-рок». Их мироощущение укладывалось тогда в четырехстишие:
Полечу в запредельное,
Посмотрю, как все сложится:
Полыхну ярким факелом
И порвусь тонкой кожицей...
И в чем-то эти слова оказались пророческими.
Через некоторое время в Екатеринбурге им стало тесно. Гитарист Владимир Мазуров уехал в столицу, а вскоре за ним потянулись и Олег с Анной. Их трио стало основой коллектива, еще двух-трех музыкантов нашли в Москве. Они стали играть в музыкальных клубах. В их творческом котле выварились два альбома - «Тень птицы» и «Тихий омут».
Но очень скоро Олегу стало понятно: то, чем они занимались в Екатеринбурге, это рок-тусовка, а в Москве они попали в шоу-бизнес. И между двумя этими состояниями – две большие разницы. В шоу-бизнесе музыкант постоянно пребывает в состоянии конкуренции. Он вынужден постоянно быть на глазах у публики и менеджеров, всем навязывать свое общество. Непрерывная толкотня – это совсем не для Олега и Анны. Она далека от музыки. Творческим людям она неинтересна и даже мешает. Идти же в рабы к продюсеру значило для них прежде всего не уважать себя.
В 2006 году Шабатовские приехали в Курган. Олег пришел в музыкальный колледж педагогом-концертмейстером, поет в хоре.
Сейчас «Красно солнышко» выступает – надо же где-то выступать! – в кафе. В его репертуаре сотни популярных песен разных времен и народов. Поскольку Олегу с его опытом не составляет труда воспроизвести совершенно разные стили, то получается впечатляюще. Вот рассуждения музыканта в адрес современной эстрадной песни:
- На физическом уровне организм воспринимает звуко-ритм. Если музыку сравнивать по структуре с литературой, то современная клубная музыка – это не рассказы, не предложения и даже не слова, это - звуки. В сегодняшней попсе тоже все упрощено. В первую очередь воспринимается основной мотив, мелодия, но те, кто понимает в музыке, воспринимает второй слой, более глубокий, содержательный. Юрий Антонов, Давид Тухманов, Алексей Рыбников– те вообще простые песни не пишут. Но есть и другие композиторы, они могут создать и пустышку, и очень содержательное произведение. К таким можно отнести Матвиенко.
Олег долгое время считал, что Высоцкий невозможен в чужом исполнении, его песни накрепко привязаны к его голосу. Со временем взгляды меняются.
Узнал о том, что в Кургане готовится гала-концерт. Предложил организаторам: «Я могу». Ему сказали: «Пожалуйста». Тогда он пришел домой, аранжировал несколько мелодий. Пригласили скрипача - студента музыкального колледжа Тимура Муракаева. Прорепетировали – оказывается, Высоцкий поддается творческой интерпретации. Выбрали то, что лучше удалось. На гала-концерте Анна исполнила «Марьюшку», сам Олег – «Цыганочку». Многие зрители гала-концерта считают, что «Цыганочка» в исполнении Олега Шабатовского прежде всего по духу наиболее близка авторскому замыслу из всех песен, что прозвучали на том концерте. Олегу сегодня также неспокойно в околомузыкальном мире, и это же настроение он уловил в творчестве своего великого старшего современника.
Анатолий Кузьмин. 2008-07-28 http://www.kik.kgsu.ru | |
|